Новости

 

МОСКВА, 19 ноября 2012 года – Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина при поддержке Japan Tobacco International завершил исследование и уникальную реставрацию картины Якоба Йорданса «Сатир в гостях у крестьянина».

Знаменитое полотно одного из ярчайших представителей фламандской школы XVII века находилось в аварийном состоянии - растрескавшийся грунт грозил разрушением картины, а потемневший от времени лак искажал ее восприятие. Проведенные работы позволили не просто вернуть полотну авторский облик, но и раскрыть обстоятельства его создания и понять особенности творческой практики Йорданса.

«Удалось, насколько это возможно при современном уровне реставрационных и научных достижений, восстановить соответствующий первоначальному авторскому замыслу художественный облик этой картины. Можно утверждать, что в XXI веке ценители живописи увидят картину Йорданса такой, какой она вышла из-под кисти фламандского мастера почти 400 лет назад», - отметила директор ГМИИ им. А.С. Пушкина Ирина Антонова.

«Сатир в гостях у крестьянина» (ок. 1622 г.) по праву считается одним из самых известных и значимых экспонатов картинной галереи ГМИИ имени А. С. Пушкина. В коллекцию музея картина попала в 1930-е годы, а до этого более полутора веков хранилась в Эрмитаже, куда была приобретена по распоряжению императрицы Екатерины Великой у наследников немецкого графа Брюля еще во второй половине XVIII века.

На протяжении своей многовековой истории картина пережила несколько реставрационных вмешательств, в ходе которых была почти полностью покрыта слоями поздних записей, искажающих не только колорит, но и авторскую манеру живописи.

Полностью разгадать загадку полотна удалось только в 2012 году – в год 100-летия ГМИИ им. А. С. Пушкина. 
Выяснилось, что Йорданс несколько раз перерабатывал композицию: вносил изменения в положение фигур, жесты и ракурсы основных персонажей - крестьянина, его жены и ребенка, а также сатира. Еще одна показательная черта художника: он менял композиционное решение полотна с помощью дополнительных надставок. Авторский холст «Сатира» сшит из пяти кусков.

Особая заслуга реставраторов ГМИИ им. Пушкина – в том, что при всей сложности задачи по восстановлению картины они сумели сохранить оригинальный холст Йорданса, избежав его дублирования – наклеивания нового полотна на тыльную сторону первоначального. Картины старой западноевропейской школы, у которых можно увидеть авторский холст с оборотной стороны - большая редкость и потому особенно ценны, отмечает Ирина Антонова.

«Раскрыть секреты Йорданса и сохранить его шедевр для потомков – настоящий подвиг сотрудников ГМИИ им. А. С. Пушкина. Этот проект посвящен 100-летнему юбилею музея, но на самом деле это замечательный подарок для всех нас», - сказал генеральный менеджер JTI Россия Кевин Томлинсон.

Реставрация картины Йорданса – не первый совместный проект JTI и ГМИИ им. А. С. Пушкина. Сотрудничество музея и компании началось почти 14 лет назад. Среди крупнейших реализованных проектов: создание электронных галерей японской гравюры XVIII – XIX вв., британской гравюры XVIII-XIX вв., русской графики XVIII – XIX вв. и знаменитой коллекции импрессионистов.